Назад Оглавление Вперед

Как насчет конвенции, господа?
А.М. Версия на 2000 Зилант, насколько я понимаю.

     Уже не один год существуют параллельно полигонные ролевые игры, военно-исторические игры (типа Бородино или импортного Ап-Хелли-А), откровенно разовые "показухи" и турниры. Если некоторые из них почти не пересекаются (например, мало что, кроме сапог Балина, объединяет ХИ и очередное Бородино), то некоторые из них - просто близнецы-братья. В первую очередь, выросшие из одного корня историческое фехтование, ролевые игры и любительское каскадерство. Те, кто ездит как минимум на мероприятия двух из трех направлений, вряд ли может себе позволить лишний комплект снаряжения, усиленного, или наоборот, облегченного по необходимости. Поэтому большинство игроков, грешащих "каскадкой" или спортивным фехтованием, таскает на себе одно и то же снаряжение (так, бригантина "Скрамасакса" появлялась и на турнирах, и на ролевых играх), и подгоняет новые аксессуары под уже готовые рефлексы и потребности.
     В свете всего этого, у многих мастеров возникает искушение регламентировать оборот реплик боевого доспеха и оружия (ритуальное словосочетание "исторический аналог" уже набило оскомину), как-то приведя к единому знаменателю реквизит спортивного "турнирного", сценического и игрового боя. Однако, это почему-то понимается исключительно как безоговорочное признание за турнирным доспехом (кольчуга из гровера, кожаный панцирь, бригантина, кольчужный доспех из самодельных колец, кольчуга с заклепанными/заваренными кольцами) статуса более мощного, нежели однотипный игровой, доспеха. Затем, с появлением так называемых "исторических реконструкций", без объявления об отказе от принципа ролевой игры, аналогичные бонусы раздаются уже точным копиям исторического доспеха и снаряжения, вплоть до требования от них кованого металла и запрета на нетипичного вида материалы, причем произвольно (например, оцинкованное железо, но не нержавеющая сталь).
     Однако, этим так же безоговорочно ущемляются права тех игроков, кто не имеет богатого станочного парка, и за кем не стоит мощный военно-исторический клуб со своим налаженным ручным производством. Вряд ли человек без собственной мастерской сможет представить мастерам клепаную или заваренную кольчугу, тем более - колонтарь или кирасу, вытянутую из пластины. Не менее смешно требовать от игрока, чтобы он заказал и оплатил доспех работы кузнеца-профессионала, стоимостью 200-400 долларов. Мы сами закладываем в игру глупое детское неравенство "Слава будет играть командира, потому что у него есть настоящая полевая сумка", тем самым хороня будущее игр, на которые не будут допущены новички, не имеющие нужных связей или слишком мало зарабатывающие, чтобы это купить.
     Конечно, можно сказать, что если человек хочет играть воина - то пусть напрягается - но вряд ли нужно напрягать человека на вес и стоимость доспеха и шлема, которые имеет далеко не каждый боец-фехтовальщик даже из сравнительно старых клубов Москвы. Подавляющее большинство турнирных бойцов даже для боя не имеет полного комплекта снаряжения, выезжая за счет одалживания у других по потребности. Таким образом, преимущество получают не самые умелые, а самые контактные, по факту - состоящие в двух-трех клубах, располагающих собственным банком снаряжения. Вариант с бойцами, которым все это карману, даже не хочется рассматривать - их не так много. Еще хуже пахнет ситуация, если мы рассмотрим ее с точки зрения политэкономии. Требование наличия снаряжения определенных стандартов сильно на руку тем, кто это снаряжение продает, и, что интересно, очень часто эти два круга совпадают. Независимо от целей - оправдать собственные расходы или получить прибыль - получается простая и очень выгодная акция лоббирования производителя игрового снаряжения. Как минимум, единожды это очень прозрачно разъяснил г-н Батыршин в статье мастера по боевке ХИ-97, совместив требование уважать людей, потративших немалые деньги на покупное снаряжение, с констатацией того, что за год потратить сто долларов на снаряжение как-то легко. На наших глазах аналогично протекает борьба двух лобби - стеклопластиковых и алюминиевых клинков, по затратам потребителя сравнимая с закупкой новой версии Windows.
     Де факто, выброс и того, и другого на игры мало чем отличается по беззастенчивости от умения Билла Гейтса впарить новую версию своей оперативной системы, которую не понимает старая версия. Когда-то владельцы деревянного оружия, сделанного своими руками, поняли, что их заставляют соперничать с пластиковыми клинками, которые разбивают их деревяшки с легкостью необычайной. Спустя какое-то время, ничего не поняв, тусовка запустила вторую волну грустных размышлений на тему "Зачем нужно было покупать диковский клинок за сто баксов, если при встрече с дюралевым ему приходит хана".
     При том, что обычное снаряжение для турнира, как правило, имеет избыточную для игрового боя мощность, достаточно неудобно для переноски и прикрывает гораздо меньше оговариваемой в правилах зоны поражения, с 1995-96 гг. правила узаконивали это неравенство, приравнивая, например, по мощности гроверную майку-безрукавку к игровому "среднему" кольчужному доспеху, который традиционно определяется как "локоть-середина бедра". Позже пытались разбираться с якобы нетипично выглядящим оцинкованным железом в пользу более натуральной стали, нержавеющей и обычной. Бесхитовые правила, при всей внешней большей демократичности, все равно вляпались в ту же проблему, поскольку в них неизбежна таблица пробиваемости доспеха, и, следовательно, мастера подвержены соблазну изменить классность доспеха из-за его мощности и материала.
     Что можно сказать по поводу этой картины? Она, конечно, не смертельна - но как-то начинает раздражать. Во-первых, это нарушает принцип демократичности игр, с которого все начиналось. Никто и никогда не смеет оценивать игрока по уровню его доходов, до тех пор пока не появятся игры специально для "среднего класса". Во-вторых, это наносит ущерб здоровью игрока, что переводит разговор вообще на язык уголовного кодекса, статьи "причинение легкого/среднего/тяжелого вреда здоровью", каковым является падение зрения и расслойка сетчатки у близоруких и обострение хронических заболеваний у соответствующих игроков (диапазон последствий - от дополнительного курса реабилитации до инвалидности 3-2 степени) в результате чрезмерной физической нагрузки - превышение веса выкладки для жизни в лесу (не менее 20 кг для трех-четырехдневного выхода) на вес комплекта фехтовального снаряжения, которое по стандартам Федерации составляет в среднем 25-30 кг. Ни в одном виде спорта, кстати, участникам соревнований не требуется переться к черту на кулички, неся все снаряжение на своем горбу. Все фехтовальные турниры проводятся в городской черте, в зоне действия городского транспорта. И только игроку приходится тащить в рюкзаке все как для турпохода на три дня, вдобавок игровой прикид и инструменты для строяка, и вдобавок к этому - минимум 10-15 лишних кг, приписанных ему единоличным решением составителя боевых правил.
     В-третьих, все вышеизложенное еще раз подтверждает закоренелую мифологичность мышления тех, кто составляет правила. В первые годы игр авторы правил были глубоко убеждены в превосходстве среднего топора перед средним мечом. Тезис хотя и спорный, но имеющий право на существование, как и последовавший тезис о превосходстве двуручного оружия над одноручным. Но вот потом уже пошла сущая пурга, объяснимая разве что желанием опробовать на практике чье-то вычитанное голословное заявление. Чего стоят хотя бы тезисы о невозможности тяжелого кожаного или стеганого доспеха, или откровенно высосанные из пальца весо-длиннотные характеристики оружия, напоминающие или превышающие ТТХ боевых аналогов. В свое время я уже устал доказывать "мечестроителям", что баланс по гарде, призванный когда-то уменьшать травматизм рубящего удара, одновременно поднимает травматизм колющего, тем более при теперешних узеньких клиночках. Причем, пока что лишь наше общее везение причиной тому, что никто не подал в суд за причиненный вред здоровью в результате травмы глаза или коленного сустава оружием, апробированным в правилах, но вряд ли одобренным законом об оружии Времена, знаете ли, сейчас более склочные, а Дик уже давно кроме мечей делает и шпаги.
     Что же хочет предложить читающий этот доклад?
     Следующее.
     Отказаться от большей части оружейных мифов (балансировка по гарде, выверение оружия с указанием его минимального веса, превышение длины реально существовавших исторических аналогов), более жестко подойти к формированию ТТХ игрового оружия с позиции травматичности, и оценивать набор оружия в правилах только из исторической достоверности. Слава богу, в одном только ФИДО дискуссий на тему "двуручник ли Андрил" было столько, что мы в состоянии не только на "исторички", но и на ХИ подробно расписать параметры и ассортимент оружия. Последний раз, помнится, этим серьезно пытался заниматься оргкомитет уфимских ХИ, издавая многотиражку "Путь к Валинору".
     Перестать оценивать доспех исходя из его принадлежности боевому/спортивному/сценическому/сувенирному и т.д. снаряжению. Договориться и ввести нечто вроде единого ценза прочности, в который будет входить способность доспеха не рассыпаться в ходе игры и как-то защищать от случайно перепавших сильных ударов. Уже после отбора доспеха, в этот ценз попадающего, выдающимся образцам, повышая их классность, могут даваться различные бонусы. Но вместо абстрактного "соответствия историческому аналогу", достаточно спорного из-за того, что древние кузнецы единого стандарта не знали, имеет смысл говорить о конструктивном соответствии, которое как раз и соблюдалось при всех отклонениях полета фантазии бронника.
     ...Вопрос типологии доспеха можно сместить в конец доклада...
     [О кодификации типов доспеха. Как показывает практика, материал доспеха влияет не столько на его мощность, сколько на его долговечность, и материал не стоит учитывать при разработке степени бронированности бойца. Степень бронированности изменяется по двум осям: пресловутой мощности доспеха (обычно легкий-средний-тяжелый) и его полноте (полное и частичное бронирование). Введем градацию показаний этих двух осей. К трем степеням мощности добавим две степени полноты: панцирь (в понимании М.Горелика, панцирь - средство защиты торса) и полный доспех. Более подробно: легкий доспех предусматривает полноту не более чем панцирную, при недостаточной защите от одного или нескольких видов поражающего действия оружия, коих насчитывается 5 - колющее, рубяще-разрубающее, рубяще-раскалывающее, режущее, оглушающее (причиняющее контузии) и дробящее. Средний доспех превышает полноту панциря не более чем на 1/4-1/2 длины конечностей, давая равно удовлетворительную защиту от всех видов поражения. Тяжелый доспех имеет ту же протяженность, но снабжен дополнительной мощностью бронирования (дополнительный слой той же брони, наложенная защита иного типа или толстый поддоспешник).
     Отсюда мы с легкостью кодифицируем игровой доспех. Внедрив понятие типовой (стандартной) толщины для каждого материала (например. 3-4 мм для органических материалов и 1 мм для металла), мы получим легкий доспех - одинарной толщины, средний доспех - двойной толщины или имеющий несплошное усиление, и тяжелый - двойной толщины со сплошным усилением или наложенным легким доспехом. Кольчуга, как бронирование объемным слоем металла, подпадает под понятие двойного толщины. Данная система была предложена на игре группы "Велиград" "Дети Великой Степи" и будет использована в игре "Середина мира" сезона 2001 года.]

     По поводу бонусов и более конкретно о цензе прочности. Попытки оговорить требования к прочности доспеха делались давно. Почти ритуальными стали фразы "фольга за металл не катит", "мешковина с пришитыми жестянками - не доспех", "алюминиевая кольчуга считается легким доспехом", и пр. Попробуем абстрагироваться от мелких подробностей, и уяснить, чем руководствовались авторы этих частных запретов, пусть и бессознательно. Во-первых, привычкой данных материалов к пластическим деформациям. Во-вторых, легкостью разрушения. Следовательно, а не попробовать ли нам сформулировать задачу в общем виде?
     Формулировка будет примерно такова: "в случае если доспех с легкостью разрушается руками [то есть: кольчуга легко рвется руками, пластинчатый доспех легко теряет пластины, кожаный доспех рвется по местам скрепления деталей, и т.п.], он не проходит ценз прочности, и не считается соответствующим историческому аналогу". Даже у той же кирасы элементарно алгоритмизируется прочность на удар, исходя из реалий игрового боя. То есть: "Если кираса легко проминается без возвращения обратно при попытке проткнуть ее пальцем на глубину "..." см, она не считается доспехом". Просто и четко. А при соблюдении ценза прочности получается уже другой подход к ассортименту материалов, и оказывается, например, что использование линолеума вместо кожи не есть ересь, и главным препятствием для этого в свое время стали обычные амбиции владельцев дорогого кожаного доспеха. Так же и с металлическими шлемами. Небезызвестный Астальдо годами ездил на игру в строительной каске, крашенной в черный цвет, и никого это почему-то не напрягало, пока мастера, незабываемой фразой о необходимости "держать удар железной незаточки" и весьма вольной ее трактовки, не повели классическую кампанию лоббирования покупного снаряжения.
     Таким образом, для производства доспехов будет "реабилитирован" хорошо известный всем набор материалов, позволяющий вести обработку в домашних условиях. Это все то же кровельное железо, листовой алюминий, стальная проволока, медные сплавы в листе и пластинах, линолеум вместо аналогичной толщины кожи. Введя единый ценз прочности и принцип конструктивного соответствия, мы получим единый критерий годности доспеха, измеряемый быстро и надежно. Следовательно, процесс приемки оружия и доспеха (из-за которого откладывалось начало едва ли не каждой третьей игры) пройдет гораздо быстрее, экономя на спорных случаях. Классность же "легкий/средний/тяжелый" страдать не будет, потому что она опирается на другие критерии - протяженность, тип бронирования и т.п., то есть, по факту, имеет дело не с игровым доспехом, а с тем типом боевого, который он имитирует. А это категории объективные, которые требуется всего лишь правильно выстроить, используя знание оружиеведения. В остальном - если мастера хотят, пусть добавляют свои бонусы. Hо пусть повышение классности доспеха будет не за способность выдерживать пулю от АК, иначе первым кандидатом на соламнийский панцирь станет металлокерамический бронежилет. А только и еще раз только за адекватный внешний вид и добротность - ! - проработки деталей.
     Кроме того, "несоюзный" народ будет, делая себе доспех "с нуля", ориентирован уже не на турнирные доспехи, сами по себе часто неточные и неисторичные, а на первоисточники и литературу, что приведет к появлению на полигоне новых типов доспеха. Вы бы отказались от команды новичков, по непуганному юношескому энтузиазму упаковавшихся в никем до того не деланные реплики греческих стеганых панцирей, или достоверные монгольские "хатангу дегель"? Так что, как насчет конвенции, господа?

писано лета 1997, да вряд ли устарело.
А. Кияйкин (Посадник)

Назад Оглавление Вперед
Hosted by uCoz